"Мы пытаемся делиться этим огнем, как бы отдавая плату за то,
что он нас коснулся." (с)
Группа ATRA HORA (Atmospheric ethno dark metal) из Пятигорска (Россия)
о своей истории, мифах и творчестве.
Для начала расскажите немного о коллективе, а также о том, как вы пришли к своему нынешнему стилю?
о своей истории, мифах и творчестве.
Genrih: Напишу так, как видел всё своими глазами, опираясь на свою точку зрения и впечатления с эмоциями, посещавшими меня тогда - шесть лет назад и сейчас. Эдакие «заметки барабанщика».
Появился я в «Atra Hora» летом 2006 года на второй репетиции впервые собранного никому пока неизвестного коллектива, получив приглашение от клавишника, с которым мы играли когда-то в одной пауэр-метальной группе (замечу, что до «Atra Hora» я успел поиграть в 9-ти коллективах).
Пригласили скромно - перкуссионистом. За установкой уже сидел драммер и уверенно играл что-то быстрое, постоянно сменяя ритмические рисунки один за другим, совершенно невзирая на то, что играли остальные. Особенно отличался, басист Леон, который вообще не попадал ни в одну ноту, а когда на репетиции появлялись девушки, он ухитрялся левой рукой хлопать по струнам и ладам грифа, а правой ощупывать то, что находится у них пониже спины.
Вначале меня это просто забавляло, а потом стало невероятно скучно и я уже всерьёз подумывал сменить коллектив, поскольку, вставить какие-то перкуссионные партии в этот хаос вообще не представлялось возможным..
Но однажды, внезапно заболел барабанщик, играть пытались без него, во время короткого перерыва все вышли на перекур, я от скуки сел за установку, издал несколько звуков, после чего вбежали Янис и клавишник, перебивая друг друга и показывая знаками, чтобы я не вставал и сидел на месте.
С этого дня «Atra Hora» начала «лепить» свои первые композиции и создавать свои первые аранжировки.
Так всё начиналось. По крыше всё чаще стали барабанить осенние дожди, затем полетели «белые мухи», на дворе стоял весёлый и полный впечатлений 2007 год, а я только тогда с удивлением узнал, что оказывается, музыку пишет Янис, который отличался от остальных сдержанной скромностью и тихим поведением.
На репетициях мне больше приходилось общаться с Колей Родомагом, который был постарше остальных и тоже успел поиграть до этого где-то. Лёша в то время ещё не играл ни на чём, был достаточно юн, но очень начитан и эрудирован не по годам, особенно в отношении музыки. Я сразу проникся уважением и дружескими чувствами к этому тогда ещё мальчику и весьма обрадовался, когда он в дальнейшем так естественно и просто влился в коллектив «Atra Hora», состоявшей на тот критический момент из двух человек: Яниса и меня..
За короткий срок группа сократилась от шести до трёх участников.
После записи демо-версии «They Go…» уходили по одному. Второй гитарист, не выдержав «мрачной» концепции, покинул группу по-джентельменски: оставив нам для репетиций свой кабинет. Затем исчез басист, безбожно налажав на Черкесском концерте и растрепав на каждом углу, что мы скатываемся к попсятине, используя в аранжировках разную стилистику, в том числе (О ужас!!) и джаз!?! Вслед за ним исчез и клавишник, по совершенно не известным мне тогда причинам..
Мы остались втроём. Янис, Лёша и Я.
Жёсткий минимализм и бурная жажда деятельности охватила нас. Играли каждый день. Лёша быстро осваивал бас гитару и вокал.
Первый альбом создавался в милом и романтичном месте: снимали маленький домик у одной старушки, в котором когда-то давным-давно варили «ширево» наркоманы и покончил жизнь самоубийством один человек. Нас это нисколько не смущало. Там же пришлось пережить стресс – воры выломали окно и украли моё первое профессиональное железо SABIAN серии АА.. Но на этом жизнь не остановилась, я приобрёл SABIAN серии Hand Hammered и мы начали записывать первый альбом.. Замечу, что в традициях «Atra Horы» прочно утвердилось «правило демократии» - все участники внимательно прослушивают все аранжировки и если хоть один чем-то не доволен, то это место переделывается..
Опишу, к примеру, как создавался второй альбом: мы с Янисом оставались на точке одни, он играл гитарные партии, я садился за кухню и начинал сочинять разные рисунки, связки, пока не находились подходящие, причём такая «творческая волна» могла продолжаться несколько дней подряд, затем спад, затем снова подъём. То, что получалось, набивали с Янисом на «Guitar Pro», затем звали на прослушивание Лёшу. Ему что-то нравилось, что-то нет, мы снова как одержимые переделывали, после чего Лёша отправлялся к себе сочинять тексты.
Переход к восточной гармонии просто окрылил меня, это было то, о чём я всегда мечтал и что всегда нравилось и было моим! Первым инструментом на котором я начинал играть, будучи маленьким мальчиком и ноги которого, свисая с табурета, ещё не доставали до пола был армянский Доул. Восточная музыка постоянно звучала в нашем доме, отец увлекался индийской, армянской, арабской и еврейской музыкой.
Мне очень нравился в «Atra Hora» серьёзный подход ко всему. Я благодарил богов за то, что я играю в такой команде.
Постоянная смена клавишников приостановила на время концертную деятельность, но мы терпеливо подбирали нужного человека и видимо всё же нашли его! После Маши, ушедшей из коллектива по семейным обстоятельствам, место за синтезатором занял Александр, гармонично вписавшись в общую концепцию. А появление юного, но старательного и целеустремлённого второго гитариста Коли обогатило общий саунд. Кроме всего прочего Александр взял в свои руки промо-деятельность, в чём ему очень помогает знание языка, два высших образования и природная общительность. А официальный лейбл, открытый Лёшей вообще «развязал нам руки» и дал возможность не обращаться к услугам столичных лейблов, избавив нас от унижений, неизбежно сопутствующих такому «общению».
И вот уже на дворе 2013 год, который мы посвещаем гастрольной концертной деятельности. Планируем летом начать создание мини альбома. Нужен сценический опыт, чтобы подниматься постепенно по ступеням вверх. Я полагаю, что на сегодняшний день «Atra Hora» как никогда за всю свою шести летнюю историю готова к активной деятельности, чем мы и занимаемся. Об этом ярко говорит неуклонно растущее число наших поклонников, как за рубежом, так и в России.
Как возникло название группы и что оно означает?
Alexander: Это наверное один из самых задаваемых вопросов группе, поэтому на него отвечу я, дабы остальные участники не повторялись со своими ответами.
Дело это было на заре основания коллектива, когда из всего нынешнего состава группы присутствовал только Янис и ребята собрались играть суровый Black Metal. На тот момент коллектив только начал постигать азы музыкального творения и сначала играли без названия, а когда уже пришло время именовать себя как группу, на помощь пришел участник пятигорского коллектива Phlegethon, с которым делили реп. точку. Он и предложил наиболее понравившийся вариант названия - Черночасье, что на латыни как раз и звучит Atra Hora.
В вашем втором альбоме «Via Combusta» очень много греческих мотивов и даже больше – он построен вокруг этой атмосферы. Расскажите с чем это связано?
Alexander: Первоначально, никто в коллективе не задумывался о том, чтобы играть материал в греческом ключе, хотя два участника коллектива и греки по своему происхождению. Во время записи первого альбома, Armand, на студии которого проходила запись релиза, прослушав материал, предложил группе использовать греческий язык в последующих работах. Сначала этому не придали значения, но после того, как многие критики стали сравнивать дебютную работу с музыкой таких коллективов, как Rotting Christ, Septic Flesh, в команде уже всерьез подумали о внесении своеобразного греческого колорита в последующие работы.
Именно поэтому на второй пластинке «Via Combusta» тексты для трех треков написаны исключительно на греческом языке, да и атмосфера получилась соответствующая. Кроме того, благодаря этому группа обрела свою неповторимую черту и этим самым избавила себя хотя бы от комментариев людей, любящих упрекать группы в копировании западных коллективов. Да и тем самым Atra Hora в какой-то степени отдает дань уважения греческой культуре и этому славному народу, породившему на свет много талантливых людей, два из которых играют вместе с нами.
В будущих альбомах вы продолжите развивать тематику греческой мифологии или от Вас следует ждать более глобальных перемен?
Yanis: Я не сказал бы, что у нас именно тематика греческой мифологии. Мифы - это хранилище знаний, если так можно выразиться. Люди посредством рассказывания историй, передавали из поколения в поколение знания о мире, об обществе, о космосе, они так же формировали поведенческие стереотипы, закладывая в подрастающее поколение представления о чести, отваге.. То есть это не просто сказки, это магические истории, которые работают на множество целей.
Поем мы не о событиях прошлых столетий, а о том, что сейчас происходит, в нашем мире, и в наше время. Мы проецируем всё это на наши дни, и получается, что это очень даже актуально, так как наше общество имеет в сущности те же проблемы, люди не изменились, и бьются над одними и теми же вопросами.Воюют с теми же демонами. Мы не затрагиваем тему мифологии, как таковой, у нас больше отголоски и параллели, но из-за музыки и подачи, кажется что мы поем о греческих мифах. В нашем втором альбоме есть композиция Styx, имеющая прямое отношение к греческой мифологии, но так же есть Hronos, где цитируются фрагменты из Библии, а Entropia-это несколько обыгранное, и спетое на греческом изречение из Бхагават Гиты.
У нас очень много цитат в песнях, начиная с ведических писаний, и заканчивая...ну, не знаю-Булгаковым, или Кастанедой. Мы обращаем внимание на некоторые вопросы, и приглашаем к совместному размышлению, к некой медитации. Думаю, в дальнейшем также будем придерживаться этой линии.
Работа над текстами музыкой, аранжировками закреплена за каждым из участников или делаете это вместе?
Yanis: Да как-то ни одно, и не другое. Большинство материала, если говорить о музыке, пишется мной. И не потому, что это обязанность - у нас и знаний и опыта хватит, чтобы за вечер сделать хороший, мощный трек, но это несколько не то.
Для меня музыка магична по своей природе, и я жду тот рифф, от которого у меня пойдут мурашки по спине. А дальше тяжело остановиться - я начинаю делать аранжировку из чистого любопытства, мне интересно, какие тут должны быть барабаны, какие клавиши, что должна играть вторая гитара, какая часть должна быть следующая, где вокал... И когда я уже останавливаюсь, вещь уже почти готова. А поскольку это случается в основном, глубокой ночью, то поэтому я пишу один.
Далее я показываю песню группе, а ребята могут или одобрить, или предложить свою идею. Я совершенно не боюсь давать менять свои песни, я знаю, что они сделают только лучше. Часто отдаю недоработанную вещь Никосу, так как чувствую, что начинаю повторяться, а песне требуется что-то свежее, новое.. Дальше я совсем не пытаюсь контролировать, что он делает, я знаю, что результат будет именно тот, что нужен.
И так же ребята приносят свои риффы, и наброски, и я в них копаюсь, иногда меняя, иногда находя им место в своих вещах. У Генриха тоже, хоть и много идей, но он старается не сильно изменять композиции, а сохранить моё видение, не кардинально меняя партии, а дополняя их, делая разнообразнее, и живее, я бы сказал, он "приправляет" их.
Но это я попытался дать примерное представление о процессе, на самом деле всё по-разному для каждой композиции. Я пишу не потому, что это моя обязанность - это скорее природная склонность, и если кто-то принесет свой трек, мы так же всем составом его рассмотрим, и решим, что оставить, а что изменить, потому что как бы то ни было, творчество у нас именно коллективное.
Вот с текстами чуть по-другому обстоят дела. Тексты пишем я и Алекстос в равной степени. У нас разное видение вещей, поэтому это, мне кажется, несколько интереснее, чем если бы писал только один из нас. Мои тексты более абстрактны и безлики, мне присуще искать проблему глубоко внутри себя, за пределами моего я, или вообще вне всяких категорий которыми может оперировать разум. Его же творчество более фундаментально, оно основательнее - там больше конкретики, он оперирует жесткими неопровержимыми фактами. А поскольку мы видимся каждый день, и обмениваемся информацией, часто мы пишем об одних вещах, у нас похожие вкусы, и вдохновляемся зачастую одним и тем же, только видим разные грани. Поэтому проблемы, о которых мы пишем, предстают в объеме. Но здесь тоже нельзя говорить об обязанности, мы пишем, когда хотим что-то сказать.
Ваш коллектив довольно часто выступает, а также попадает в различные сборники тематической музыки. Как обстоят дела с этим у вашего нового альбома, в каких сборниках ценители могут увидеть и услышать ваше творчество?
Alexander: Что касается продвижения коллектива – то это уже моя работа, которой мне нравится заниматься. Треки со второго альбома попали в ротацию на многие радиостанции, в основном на западные, потому что там более сильно развита метал инфраструктура. В частности на данный момент нас крутят на одном американском FM радио.
С компиляциями дела обстоят также неплохо. Мы приняли участие в сборнике-трибьюте, посвященному 20-летию шведского Gothic/Doom Metal коллектива Lake of Tears, для которого записали кавер-трек «Under the Crescent» с их первого альбома. Кроме того попали в два сборника от отечественного журнала Dies Irae и в сборник к первому выпуску перуанского журнала The Pain Fucktory - «Disguised Masters Of Pain». И в скором времени на лейбле Dark East Productions выходит Iron Butterfly Metal Compilation, в которой также будет присутствовать один трек с нашего второго альбома.
Группа несет серьезную смысловую нагрузку в своем творчестве на протяжении всего времени существования. Вам небезразличны настроения общества, у вас есть свои взгляды на те, или иные религиозные, политические аспекты. Как это отобразилось в творчестве, что вам ближе и что бы вы хотели сделать лучше в этом мире, если бы существовала такая возможность?
Yanis: Да, нам не безразлично то, что происходит в обществе, и мы пытаемся обратить на это внимание, дать возможность посмотреть на это всё со стороны. Касаемо религиозных и политических взглядов, у каждого участника они свои, и на группу это не проецируется. То есть, как коллектив мы не имеем активной гражданской позиции в политической сфере. Мы больше пытаемся изменить внутренний мир слушателя, рассказать о том, что нас задело, пробрало до костей, и заставило изменить отношение к чему-то, вызвало переоценку ценностей.. Мы пытаемся делиться этим огнем, как бы отдавая плату за то, что он нас коснулся. Ну а что можно ещё сделать лучше в мире? Мир вообще совершенен. Несовершенны мы, наши поступки, а последствия этого-представление о мире, как о чем-то несправедливом, и жестоком. Мы же сами его делаем таким.. И единственное, на мой взгляд, что тут можно сделать - так это самому измениться, и рассказать об этом людям, что это возможно, и ничего в этом сложного нет, и никто тебя не растопчет, если ты перестанешь быть гадом. Люди боятся быть людьми, боятся, что мир расценит это как слабость, и раздавит, и потому надо самому давить остальных, чтоб показать, что ты не слаб. И это всегда было, почитайте того же Толстого, он об этом хорошо в своё время сказал.
Кроме нового альбома и концертов чем еще запомнился 2012 год? Произошли в коллективе какие то перемены, которые сделали его лучше?
Yanis: Перемены произошли, они в принципе всё время происходят - мы же не стоим на месте. Но 2012 для нас стал действительно поворотным. Наконец-то у нас появился твердый состав, где каждый участник на своём месте. С тех пор, как к нам присоединился Александр Ермаков, и группа после долгих поисков обрела не только достойного клавишника, но и единомышленника, мы наконец-то можем говорить о целостности коллектива. Я без тени сомнения могу сказать, что это самый сильный состав Atra Hora из всех существовавших.
Так же мы несколько пересмотрели взгляды на творчество, и на всё, что связано со студийной работой, кроме этого, произошла полная замена инструментов и аппарата, и еще много-много чего. Вплоть до строя, в котором играла группа. В общем, я сказал бы, что у Atra Hora начался новый этап в истории группы.
Сейчас немало коллективов затрагивают тему мифов. Чувствуется конкуренция или ее нет?
Yanis: Да нет, о какой конкуренции речь? Это же не конкурс, и не соревнования, в конце концов. Для меня музыка есть духовная практика, это разговор души. Конкуренции быть не может в принципе в искусстве, если только оно не служит средством для поднятия самооценки, ну или не знаю, скажем, борьбы с какими-то комплексами.. Наоборот, я рад, что есть масса прекрасных коллективов, делающих хорошую интересную музыку. Мне нравится и Kartikeya, и Shturm, и вот, буквально на днях открыл для себя Concrete Age, после совместного концерта. В живую они меня просто сразили наповал. Был приятно удивлен, что такой коллектив есть у нас буквально под боком.
Я думаю, надо честно и искренне делать своё дело, и вместе поднимать вообще metal движение, а не заботиться о том, что у кого-то больше поклонников, или концертов, завидовать, чему-то или заниматься прочей бесполезной ерундой.
Знакома ли вам украинская метал-сцена? Если да, то назовите несколько коллективов.
Alexander: Украинская сцена очень насыщена интересными коллективами и со многими из них мне приходилось общаться, так как держу пульс на Метал сцене СНГ и отслеживаю все новые релизы, вышедшие на территории нашей необъятной Родины. На самые интересные из них я пишу свои рецензии и за все время, что мне довелось заниматься этой деятельностью, познакомился со многими интересными людьми и коллективами.
Из Украины в первую очередь хотелось бы вспомнить такие проекты как Zgard и Говерла, ведомые талантливым музыкантом – Яромыслом, с которым уже довольно долгое время поддерживаем связь. Также очень интересно было общаться с Алексеем Пасько из Thrash формаций Hell:On и MORiA. Отмечу также харьковские коллективы Edenian и Symuran, которые в прошлом году выпустили довольно интересные дебютники. Недавно попался на глаза киевский коллектив Dimicandum с отличной работой «The Legacy Of Gaia».
И уже довольно давно заслушиваюсь блэкерами Khors, которые не так давно стали издаваться на Candlelight Records, что является довольно высоким показателем для наших групп.
Что бы вы хотели пожелать ценителям жанра и нашим читателям?
Alexander: Прежде всего хотелось бы пожелать всем металлического здоровья, которое не так легко сохранить в нынешних реалиях и крепкой настоящей любви с человеком, который будет всецело поддерживать вас во всем и станет музой в дальнейших творческих и жизненных начинаниях. И естественно больше новых открытий в мире музыки! Музыка вечна!
Yanis: Больше хорошей музыки, как это ни банально!
Genrih: Хочу пожелать: Музыкантам – не замораживайтесь, не потухайте, не успокаивайтесь, не забывайте, что на самого крутого музыканта, есть ещё круче.. Всегда есть к чему стремиться! Не правда, что всё сыграно и всё спето и всё уже где-то было! Ещё играть и играть! Петь и петь! И нет этому конца!
Желаю вам горящих благодарных глаз публики, частых концертов, много альбомов, надёжных друзей, старательных учеников (для тех, кто постарше) и конечно же гармонии с самим собой и окружающим миром! Жёнам и любимым музыкантов – терпения и понимания! Не забывайте, что искусство и любовь – две высоких субстанции, которые никогда не могут противоречить друг другу!! Искусство вечно. Любовь порой не всегда. Если любовь вступает в противоречие с искусством – задумайтесь над истинностью этих чувств..
Желаю счастья и полноты отношений! Берегите свою творческую половинку, - она такая хрупкая.. Ценителям жанра и читателям - желаю ценить и читать! Ценить то, что мы живём в просвещённом и информационном веке, весь мир открыт перед нами! Мы все ценим и любим жёсткую музыку, её ещё называют тяжёлой, не задумывались почему? Я полагаю потому, что она честная, правдивая и откровенная.. Желаю приятных открытий, новых коллективов, новых творений у тех, кого Вы уже успели полюбить.. Желаю прочитать много новых, интересных статей, любопытных новостей и занимательных интервью, как наше, например! ? А в целом полной, насыщенной и яркой жизни! Спасиб.
Интервью провел Виктор Правдивец
Группа: ATRA HORA
Стиль: Atmospheric Ethno Dark Metal
Год образования: 2006
http://www.reverbnation.com/atrahora
http://www.atrahora.bandcamp.com
http://www.facebook.com/atrahora
http://www.myspace.com/atrahora
http://www.twitter.com/atrahora
Все материалы предоставлены группой ATRA HORA.
Metal Street News ©